Антимонопольный комплаенс в организации
С 12 марта заработали поправки об антимонопольном комплаенсе - мерах, которые позволят компаниям предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. В статье расскажем, что это такое и как внедрить антимонопольный комплаенс в организацию.
В Законе о защите конкуренции появились положения о возможности компаний организовать систему внутренних мер, которые помогают не нарушать антимонопольное законодательство (Федеральный закон от 01.03.2020 №33-ФЗ). Речь идет о так называемом антимонопольном комплаенсе.
Некоторые компании уже внедрили в свои процессы эту систему. Ее применение в течение как минимум года - одно из условий для того, чтобы понизить категорию риска (среднего или умеренного) при госконтроле за соблюдением антимонопольного законодательства.
Проанализировать деятельность и выявить риски
Для разработки и внедрения антимонопольного комплаенса в организации нужно проанализировать виды ее деятельности и выявить антимонопольные риски. Затем необходимо принять соответствующий внутренний акт или акты. Акты в совокупности должны содержать (ч. 2 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции):
- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- меры по снижению этих рисков;
- меры по контролю за применением антимонопольного комплаенса;
- порядок ознакомления работников с указанными локальными актами;
- информацию о должностном лице, ответственном за антимонопольный комплаенс.
Отправить документы на проверку в ФАС
В акт можно включить дополнительные требования к функционированию этой системы (ч. 3 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции):
- включить а такие акты дополнительные положения;
- направить акты или их проекты в ФАС на проверку. Служба рассмотрит документы в течение 30 дней и выдаст заключение;
- допустимо использовать чужие акты. Если компания, например, входит в одну группу лиц с другой организацией, акты которой распространяются и на данную компанию.
Назначить ответственного
Можно организовать структурное подразделение, ответственное за проведение антимонопольного комплаенса, приняв соответствующее положение. Для разработки должностной инструкции комплаенс-контролера в сфере антимонопольных рисков используйте профстандарт специалиста по конкретному праву.
Разместите информацию на сайте
Информацию о принятии (применении) внутреннего акта на русском языке нужно разместить на сайте организации (ч.4 ст. 9.1 Закона о защите конкуренции).