Блокировка операций банком
Банки вправе отказывать в проведении подозрительных операций и приостанавливать онлайн-обслуживание. Что делать в такой ситуации расскажем в нашей статье (интересная судебная практика).
Банк молча блокирует операции
Бывают ситуации, когда банк отказывает в операции или приостанавливает доступ к интернет-банкингу организации, но не объясняет причины отказа и не запрашивает документы, которые могли бы снять подозрения. В судебной практике есть примеры решений в пользу клиентов.
В частности, суды:
- указали на то, что банк не дал клиенту реабилитировать его деятельность, вызвавшую подозрение (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2019 №Ф04-64/2019 по делу №А45-7202/2018);
- обязывали возобновить доступ к интернет-банкингку (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2019 №Ф05-4116/2019 по делу №А40-177515/2017);
- признавали неправомерным приостановление онлайн-операций (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2019 №Ф07-4746/2019 по делу №А56-38118/2018).
Но есть и противоположные позиции судов, когда банк может доказать, что отсутствие информирования не повод признать отказ незаконным (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2019 №Ф04-3705/2019 по делу №А45-16075/2018).
Практика показывает, что в случае "молчаливой блокировки" компании лучше не доводить дело до суда, а обратиться в бане за разъяснением ее причин.
Банк требует слишком много
Возможны случаи, когда банк запрашивает у клиента очень большой пакет документов (налоговую, финансовую и иную отчетность) или требует предоставить документы в очень сжатые сроки. Не превышает ли банк полномочия?
Судебная практика показывает, что суды чаще встают на сторону банков, и лучше не оспаривать требования, а выполнить их.
Вот пример, когда суд решил, что запросы банка не выходят за пределы его полномочий (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2019 №Ф04-4592/2019 по делу №А75-21052/2018).
В другом споре истец требовал признать, что банк злоупотребил правом, когда запрашивал документы в сроки, не предусмотренные законом. По одному из запросов нужно было предоставить документы на следующий день, по второму - до полудня следующего дня. Первая инстанция и апелляция решили, что организация выбрала ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске. Кассация с этим согласилась (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.10.2019 №Ф05-17981/2019 по делу №А40-37210/2019).
Получается, не стоит надеяться оспорить объем документов или срок. Лучше как можно скорее выполнить требование банка. Если нужно дополнительное время (к примеру, чтобы заверить копии), обратитесь в банк с просьбой продлить срок.
Получив документы, банк продолжает отказывать в обслуживании
Выполнили требование банка, а он все равно отказывает в проведении операций или не возобновляет доступ к дистанционному обслуживанию? Такие случаи тоже возможны.
Суды встали на сторону компаний: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2019 №Ф01-6859/2018 по делу №А43-15541/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.05.2019 №Ф10-1650/2019 по делу №А64-4496/2018.
Суд поддержал банк: АС Северо-Кавказского округа сделал вывод о том, что бане не обязан направлять уточняющие запросы до полного исчерпания подозрений и проводить полный документальный аудит (Постановлен Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2019 №Ф08-9977/2018 по делу №А53-34751/2017).