Главная|Новости|Ведение бухгалтерского учета НКО

Ведение бухгалтерского учета НКО

← Предыдущая Следующая →
0
243

Некоммерческими считаются организации, которые не имеют цели получить прибыль от своей деятельности их работы имеет общественную направленность. Они создаются для выполнения каких-либо культурных, религиозных, научных и других задач, но тем не менее в обязанности НКО входит ведение бухгалтерского учета и своевременная сдача отчетности. 

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях). Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкций по его применению. Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности, а так же сдача отчетности в Минюст России. 

Все субъекты некоммерческой деятельности обязаны вести бухгалтерский учет НКО и раз в год представлять бухгалтерскую отчетность согласно общим правилам. Отчитываясь перед соответствующим органом, они должны подготовить для сдачи следующую документацию:

- бухгалтерский баланс НКО;

- отчеты, подтверждающие целевое расходование средств.

Каждый документ заполняется и оформляется по установленной форме, при их составлении учитываются особенности и специфика деятельности организации.

Некоторые НКО дополнительно сдают отчет о финансовых результатах. Он представляется в следующих случаях:

- работа   некоммерческой организации принесла ей значимый доход;

- отчет необходим для оценки финансового составления НКО.

Бухгалтерская отчетность НКО сдается на протяжении 90 дней после того, как закончится отчетный период.

Бухгалтерский баланс НКО несколько отличается от баланса, составляемого коммерческими предприятиями. Так раздел "Капиталы и резервы" заменен на "Целевое финансирование". В нем указываются суммы источников образования активов, а также отражаются остатки целевых поступлений. Также в бухгалтерском балансе НКО заменены некоторые другие строки, что обусловлено характером деятельности некоммерческих предприятий.

Еще одно важное отличие в ведение бухгалтерской отчетности НКО заключается в том, что Субъекты некоммерческой деятельности предоставляют отчетность НКО в Минюст, указав в формах, утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, всю необходимую информацию. 

Сдаваемые отчеты подтверждают, что среди сотрудников НКО нет иностранных лиц, а также организация не имеет зарубежных источников финансирования.

Все эти отчеты НКО в Минюст предоставляет до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Некоторые субъекты некоммерческой деятельности не сдают отчетность в Минюст, в случае если:

- организация не получала средств от зарубежных компаний или иностранных лиц;

- учредителями или сотрудниками НКО не являются иностранцами:

- организация за отчетный период получила поступлений общей суммой не более 3 млн. руб.

При этом вместо первых двух форм заполняется заявление, имеющее произвольную форму, и соответствующее требованиям законодательства РФ.

Некоммерческие организации также должны сдавать отчетность в федеральную налоговую службу. Форма отчетности НКО в налоговую служу у разных субъектов может отличаться в зависимости от выбранной системы налогообложения. Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность за год по взносам, уплаченным организацией за своих сотрудников. 

Кроме того, для подтверждения вида деятельности НКО должна каждый год предоставлять документы в Фонд социального страхования.

Все документы должны быть подготовлены и сданы до 15 апреля, в частности:

- заявление на подтверждение основного вида деятельности НКО;

- справку, подтверждающую основной вид деятельности организации;

- пояснительную записку к бухгалтерскому балансу или ее копию.

В территориальный орган Министерства Юстиции некоммерческие организации направляют письмо о продолжении деятельности. Оно предоставляется лично руководителем организации или по доверенности, а также может быть отправлено по почте. Срок подачи письма конкретно не определяется, но его необходимо отправлять каждый год.

Есть отдельные требования для некоммерческих организаций, являющихся фондами. Они должны каждый год отчитываться в использовании своего имущества и обязательно публиковать отчетность. При этом законодательством не определяются конкретные сроки публикации и ее вид, поэтому раз в год НКО необходимо опубликовать такой отчет в средствах массовой информации или на своем официальном сайте. Также можно напечатать специальную брошюру.

К наиболее частым нарушениям, связанным с невыполнением НКО своих обязанностей, можно отнести непредоставление в Минюст в установленный срок:

- ежегодной отчетности НКО;

- необходимых документов для подтверждения вида деятельности;

- документов, свидетельствующих об устранении НКО нарушений, указанных в вынесенном в ее адрес предупреждении;

- документов, необходимых для внесения в устав и ЕГРЮЛ соответствующих изменений, произошедших в сведениях о НКО (избрание нового руководителя, изменение адреса и др.)

Однако, многие НКО не знают об ответственности, которая наступает в результате невыполнения ими своих обязанностей. Так, наиболее часто Управление применяет в отношении таких НКО следующие меры правового реагирования:

- вынесение  в адрес руководящего органа НКО предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства;

- составление протокола об административном правонарушении;

- направление в суд искового заявления о ликвидации НКО (прекращении деятельности в качестве юридического лица).

При выявлении случаев нарушения НКО законодательства РФ, в том числе в связи с невыполнением ими своих обязанностей, Управление вносит в адрес НКО предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства, которое направляется по адресу ее руководящего органа и месту жительства руководителя НКО. В предупреждении устанавливается срок (не менее месяца), в течение которого  НКО должна устранить выявленные нарушения и представить в Управление соответствующие документы.

В противном случае НКО может быть:

- привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАп РФ (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц  - от 10 000 до 20 000 рублей);

- признано прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключено из ЕГРЮЛ (в отношении общественных объединений) или ликвидировано по решению суда.