Получение вычетов по НДФЛ по-новому: преимущества и риски
20 мая вступили в силу поправки в НК РФ, предусматривающие возможность получения гражданами в упрощенном порядке налоговых вычетов по НДФЛ:
- имущественных - по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам);
- инвестиционного - в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет.
прощенный порядок распространяется на налоговые вычеты, право на которые возникло у налогоплательщиков с 1 января 2020 года.
Новый механизм предполагает получение вычетов без предоставления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов. Претендующему на вычет физлицу достаточно подать через ЛКН электронное заявление с указанием реквизитов банковского счета для возврата налога. Всю информацию, необходимую для проверки права граждан на вычет, налоговые органы получат от налоговых агентов или банков, присоединившихся к такому взаимодействию. Однако обратите внимание: помимо преимуществ, которые дает использование упрощенного порядка, существуют и риски.
Изменения с 20 мая 2021 года
Установлены особенности камеральной проверки заявления на получение вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)
С 20.05.2021 вступила в силу ст. 221.1 НК РФ, регулирующая упрощенный порядок получения физическими лицами налоговых вычетов по НДФЛ, предполагающий проведение камеральной налоговой проверки полученного от налогоплательщика заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее - заявление).
С указанной даты вступили в силу и поправки в ст. 88 НК РФ, определяющую правила проведения камеральных налоговых проверок.
Помимо указания на саму возможность проведения камеральной налоговой проверки на основании представленного налогоплательщиком заявления (п. 1 ст. 88 НК РФ), установлены следующие особенности ее проведения:
- по общему правилу камеральная налоговая проверка на основе заявления проводится в течение 30 календарных дней со дня его представления. Данный срок может быть продлен до трех месяцев при установлении в ходе проверки признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Соответствующее решение должно быть направлено налогоплательщику преимущественно через личный кабинет в срок, не превышающий трех дней с даты принятия такого решения (п. 2 ст. 88 НК РФ);
- если камеральной налоговой проверкой на основе заявления выявлены ошибки (противоречия, несоответствия) налоговый орган не должен сообщать об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Установлены штрафы за передачу налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)
(п.п. 4, 5, 7 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
Так, ст. 126.2 НК РФ предусматривает ответственность налоговых агентов за представление налоговому органу недостоверных сведений о факте открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Аналогичным образом ст. 135 НК РФ установлены санкции для банков за представление налоговому органу недостоверных сведений о фактически произведенных налогоплательщиком расходах на приобретение (строительство) жилья и (или) на погашение процентов по кредитам на указанные цели в рамках процедуры получения налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке.
И за первое, и за второе правонарушение предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных налоговым агентом или банком недостоверных сведений.
Наряду с этим предусмотрено, что указанные лица освобождаются от ответственности в случае, если ими самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений.
Приведенные нормы вступили в силу 20.05.2021.
Иностранные организации должны уведомлять о своих участниках независимо от оснований постановки на учет в налоговом органе (с 20 мая 2021 года)
Пункт 3.2 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, обязывает все иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках таких иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При этом основания постановки их на учет, равно как и факт наличия у них недвижимого имущества на праве собственности, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, теперь не имеют решающего значения. При наличии нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
Из этого правила предусмотрено одно исключение: данная обязанность не распространяется на иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному п. 4.6 ст. 83 НК РФ, то есть в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории РФ.
Пунктом 3.2 ст. 23 НК РФ теперь детализируется и порядок исполнения установленной им обязанности: сообщения представляются ежегодно не позднее 28 марта и включают в себя сведения об участниках (учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их представления, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов. Ранее эти правила были установлены абзацем вторым п. 3 ст. 386 НК РФ, который с 20.05.2021 утратил силу.
Установлен фиксированный штраф за нарушение порядка сообщения сведений об участниках иностранных организаций (с 20 мая 2021 года)
Так, на основании п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сообщения об участниках такой иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица - сведений о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.
Ранее размер штрафа за данное правонарушение был привязан к сумме налога на имущество организаций, которую должен был заплатить нарушитель.