Договор о технологическом присоединении
Договор о технологическом присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения должен рассматриваться и квалифицироваться как договор возмездного оказания услуг.
Новый вывод Верховного Суда РФ означает, что обе стороны договора вправе отказаться от его исполнения в любое время, потому что эта возможность прямо закреплена в ст. 782 ГК РФ.
Судебная практика:
Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 (данный акт включен в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018))
"...Как следует из материалов дела, между обществом (заказчиком) и компанией (исполнителем) заключен договор технологического присоединения от 15.05.2014 N ИА-13-302-2120 (910987), по условиям которого компания обязалась осуществить мероприятия по технологическому присоединению к своим электрическим сетям энергопринимающих устройств общества, характеризующихся следующими признаками: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10200 кВт; класс напряжения электрической сети, к которой осуществляется технологическое присоединение, 10 кВ; категория надежности вторая, а общество обязалось выполнить предусмотренные техническими условиями мероприятия по технологическому присоединению и внести сетевой организации плату за технологическое присоединение.
Общество перечислило компании аванс (денежные средства) в размере 20 822 600 руб. 16 коп. в соответствии с приложением N 2 к договору "График платежей" (лист дела 130, том 1).
Письмом от 12.05.2016 общество со ссылкой на положения статей 450.1 и 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заявило об отказе от договора от 15.05.2014 и просило компанию вернуть перечисленные ей денежные средства.
Отказ компании от возврата денежных средств явился основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Указав на отсутствие у общества права на односторонний отказ от спорного договора, суды признали данный договор действующим и отказали в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд округа согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем судами не учтено следующее.
Как правило, построенные и реконструированные объекты электросетевого хозяйства не передаются заказчику; силами сетевой организации создаются условия для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика с согласованной категорией надежности к электрической сети сетевой организации и для последующей передачи заказчику электрической энергии с определенными физическими характеристиками.
В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика (пункт 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ и пункты 16, 17 Правил N 861).
В таком виде договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Следовательно, принимая во внимание положения статей 310, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", общество вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю (компании) фактически понесенных им расходов.
Допущенные судами существенные нарушения норм материального права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов общества, в связи с чем решение суда первой инстанции от 07.12.2016, постановление апелляционного суда от 31.01.2017 и постановление суда округа от 02.05.2017 подлежат отмене..."