Новые требования к плательщикам экологического сбора
В правила взимания экологического сбора внесены изменения. Теперь законодательно закреплен порядок уплаты сбора за упаковку. Так, если товары в упаковке не являются готовыми к употреблению изделиями, то экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки. Если при проверке будут выявлены несоответствия, противоречия, ошибки в отчетности или факт несвоевременной уплаты сбора, то контролеры составят акт и запросят у плательщика дополнительные пояснения.
Некоторые виды товаров и упаковки нужно утилизировать после того, как они утратят свои потребительские свойства. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р (далее - Перечень).
Если производитель и (или) импортер товаров и (или) упаковки не обеспечивает утилизацию либо утилизирует их не полностью, он должен перечислить сумму экологического сбора в бюджет (п.2, 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон №89-ФЗ). Его уплата регулируется статьей 24.5 Закона №89-ФЗ.
Кроме того, отдельные особенности исчисления и уплаты экологического сбора, а также представления отчетности по нему установлены нормативными актами Правительства РФ.
Уплата сбора отдельно за товары и упаковку
Из Закона №89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п.2 Правил):
- в отношении товаров и упаковки как готового товара - производители и импортеры товаров;
- в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) - производители и импортеры товаров в этой упаковке.
На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети. производителям напитков.
В подобной ситуации нужно вести раздельный учет тары, поскольку:
- в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не производится) несет производитель стеклотары,
- во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.
В Правилах появилась новая норма. Она касается производителей товаров, которые затем реализуются лицам, изготавливающим специальные колесные транспортные средства (шасси) и принципы к ним. Перечень таких транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291. Производители указанных товаров экологический сбор должны платить только в отношении их упаковки (п. 2.1 Правил).
Неизменным осталось положение о том, что не нужно платить экологический сбор по товарам и упаковке, которые ввозятся из России (п. 9 Правил).
Уточнен порядок уплаты сбора и сдачи отчетности
В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):
- территориального органа Росприроднадзора по месту госрегистрации организации или предпринимателя - если плательщик сбора является производителем товара и (или) упаковки;
- центрального аппарата Росприроднадзора - если плательщик является импортером товаров и (или) упаковки либо одновременно производителем и импортером.
Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:
- производителями - на сайтах территориальных органов Росприроднадзора (например, на сайте Департамента Росприроднадзора по ЦФО в разделе "Реквизиты");
- импортерами и производителями-импортерами - на сайте центрального аппарата Росприроднадзора.
Экологический сбор пересчисляется ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона №89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2018 года до 15.04.2019г.
Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение или центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.
Дополнены правила проведения проверок
Расчет сумм экологического сбора органы Росприроднадзора проверяют в течение 3 месяцев с даты его представления (п.14 Правил).
Правила дополнены положением о том, что теперь контролирующие органы должны составлять акт контроля по завершению проверки, если по ее итогам выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 15.2. 15.3 Правил):
1. В расчете сумм экологического сбора допущены ошибки.
2. Сведения, отраженные в расчете, не соответствуют или противоречат данным о плательщике, которыми располагают проверяющие.
3. Экологический сбор не уплачен (уплачен не полностью) и (или) с нарушением сроков.
4. Экологический сбор исчислен и (или) уплачен излишне.
Акт контроля в течение 3 рабочих дней с даты его подписания орган Росприроднадзора направляет плательщику (п. 15.4 Правил). Акт направляется по почте или в форме электронного документа, это зависит от того, каким способом плательщик представил расчет (п.п. 15.5, 15.6 Правил).
В перечисленных выше первых трез случаях акт контроля будет содержать требования о предоставлении пояснений относительно выявленных неточностей или противоречий, внесении изменений в расчет (и представлении его повторно) либо о доплате суммы сбора. Срок для исполнения требования - 10 рабочих дней с даты получения.
Если плательщик не согласен с таким требованием, то в течение 10 рабочих дней с момента его получения он должен представить в орган Росприроднадзора копии документов (пояснения), подтверждающих:
- правильность расчета сбора;
- факт уплаты сбора;
- причины противоречий между представленными сведениями.
В противном случае орган Росприроднадзора имеет право взыскать экологический сбор в судебном порядке.
В случае обнаружение переплаты проверяющие вместе с актом контроля должны направить плательщику письмо с предложением зачесть излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей.
Если плательщик согласен на зачет, ему нужно направить в адрес органа Росприроднадзора следующие документы:
- заявление о зачете суммы изменения управляющего сбора;
- заявление о проведении совместной сверки расчетов.
В Правилах не прописан срок, в течение которого следует представить документы для проведения зачета.
Если плательщик вместо зачета хочет получить возврат переплаты, в орган Росприроднадзора необходимо представить:
- заявление о возврате;
- заявление о проведении совместной сверки расчетов;
- документы, подтверждающие уплату сбора в повышенном размере.
За возвратом можно обратиться в течение 3 лет с момента возникновения переплаты.
Как видно, поправками процедура зачета/возврата излишни уплаченного сбора практически не измена. Новшеством является только направление плательщику акта контроля и предложения провести зачет.
Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора
Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.
Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующий органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства.
При этом согласно информации на сайтах региональных управлений Росприроднадзора плательщиков, не подавших расчет сумм экологического сбора, могут привлечь к административной ответственности по одной из следующих статей КоАП РФ:
- статья 8.5 КоАП РФ "Скрытие или искажение экологической информации". Она предусматривает штраф в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3 000 до 6 000 руб., в отношении организаций - от 20 000 до 80 000 руб.;
- статья 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)". Это статья предусматривает штраф в отношении должностных лиц и предпринимателей в размере от 300 до 500 руб., в отношении организаций от 3 000 до 5 000 руб.
Что касается ответственности за неуплату (неполную уплату_ экологического сбора, то штрафные санкции за это правонарушение отсутствуют.
Тем не менее, числящуюся за плательщиком задолженность орган Росприроднадзора вправе взыскать.
Новые ставки экологического сбора
Правительство РФ скорректировало ставки экологического сбора для утилизируемых товаров и упаковки. Ранее был дополнен перечень товаров, подлежащих утилизации. Следствием этого является возникновение новых групп утилизируемых товаров и упаковки, по которым теперь установлены ставки сбора. В частности, введены группы №№-37-54 со следующими ставками сбора:
- Группа №37 "Элементы первичные и батареи первичных элементов" - 33 476 руб.;
- Группа №38 "Аккумуляторы свинцовые" - 2 025 руб. и др.
Ожидаемые изменения
Отметим, что Минфин России подготовил поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2020 планируется ввести экологический налог. Он заменит действующие в настоящее время платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Новый экологический налог будут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели. Объект налогообложения - виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.
Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Налоговые ставки устанавливаются в фиксированном виде и зависят от вида загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Например, за тонну меди, ее оксида, сульфата или хлорида ставка налога составит 5 473 руб.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Суммы налога можно будет уменьшить на расходы, связанные см реализацией налогоплательщиками мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.