Главная|Новости|Фиктивные операции и налоговые льготы

Фиктивные операции и налоговые льготы

← Предыдущая Следующая →
0
6545

Чтобы сохранить налоговые льготы, некоторые компании проводят фиктивные операции - указывая в договорах купли-продажи заниженные цены или заключают номинальные посреднические договоры. Свежая судебная практика показывает, что это приводит к большим налоговым проблемам, и в группе риска оказываются даже добропорядочные компании. 

Фиктивные работники

Теперь налоговые инспекторы изучают не только контрагентов налогоплательщика, чтобы найти компании, которые не могли реально выполнить свои обязательства по договору. Анализу подвергаются и действия самих налогоплательщиков, в частности - обоснованность расходов на оплату труда, которые они несут.

Зарплата сотрудников всегда считалась самым безопасным видом расходов с точки зрения налоговых рисков. И это логично:  если работодатель заключил с сотрудником трудовой договор, то он обязан начислять и выплачивать ему вознаграждение, которое можно без проблем учесть при налогообложении на основании ст. 255 НК РФ. А чтобы документально обосновать эти расходы, нужен трудовой договор, приказ  о приеме на работу, правильно заполненный табель учета рабочего времени и расчетные ведомости. Все просто.  

Но недавно Верховный суд указал, что это справедливо только для тех работников, которые действительно трудятся в компании. Если же кадровые документы оформлены по всем правилам, но фактически сотрудники в компании только числятся, то и расходы на их зарплату при налогообложении учитываться не должны. Но как ФНС установит, что работники фиктивные, если есть все необходимые кадровые документы, которые подтверждают обратное?

ПРИМЕР

"В компании "Кошкин дом" числились повар Василий, кондитер Максим и пекарь Людмила. Все они были официально приняты на работу, у каждого был трудовой договор и табель учета рабочего времени. Каждый месяц  компания начисляла и выплачивала им зарплату, из которой начислялись страховые взносы и удерживался НДФЛ. Но при этом на балансе или за балансом у компании не было кондитерского цеха, где могли бы работать эти сотрудники. Да и вообще, "Кошкин дом" - это книжное издательство, которое готовит книжки, а не пирожки.

Инспектор ФНС проверил компанию и без труда установил, что штатное расписание не соответствует производственным мощностям. В реальности все "производственные" сотрудники на условиях полной занятости работали в ресторане "Три поросенка". Издательство и ресторан располагались в одном здании. были связаны "перекрестными" договорами аренды. а также принадлежали одной семье.

Когда инспектор выяснил, где же на самом деле работали Василий, Максим и Людмила. он понял. зачем нужно было принимать их на работу в издательство. Оказывается, ресторан "Три поросенка" применял "доходную" УСН. Таким незамысловатым способом владельцы издательства и ресторана, взаимозависимые лица, учитывали расходы на персонал при налогообложении.

Василия, Максима и Людмилу признали фиктивными работниками для издательства. Трудовые договоры с ними "Кошкин дом" заключал формально, фактически их работодателем был ресторан "Три поросенка". Все кадровые документы по этим работникам тоже были признаны фиктивными, а значит, выплаты по таким договорам компания не имела права включать в состав расходов для налогообложения. 

В итоге все суммы вознаграждений в пользу фиктивных работников. а также начисленные на них страховые взносы были исключены из расходов (Определение ВС РФ от 01.04.2019 №309-ЭС19-2735 по делу №А60-11262/2018).

При этом компенсировать уплаченные за Василия, Максима и Людмилу страховые взносы у издательства тоже не получится. Вед в таких спорах ни инспекторы, ни судьи не настаивают на недействительности самих трудовых договоров. Речь идет только о том, что работник по конкретному договору в реальности трудился в другой компании, причем делал это по указанию или с согласия своего официального работодателя. В конце концов, это именно работодатель не требовал от работника исполнения трудовых обязанностей, хотя имел на это полное право. А раз так, трудовой договор не может считаться незаключенным или недействительным. 

Это означает, что все выплаты в пользу работника по такому трудовому договору остаются объектом обложения страховыми взносами. Следовательно, страховые взносы, начисленные на выплату по договору с фиктивным работником, не считаются излишне уплаченными и возврату не подлежат. 

Как снизить риски

Из-за такого подхода ФНС и судов проблемы могут возникнуть не только в ситуациях, когда компании пытаются незаконно учесть расходы на персонал, но и когда передача работников между взаимосвязанными фирмами обусловлена вполне законными бизнес-целями. Например, такое возможно, если дочерней организации персонал требуется временно - на период пуско-наладочных, ремонтных работ или в связи с сезонными факторами. Чтобы ФНС не признала сотрудников материнского юрлица фиктивными, нужно следовать нескольким простым правилам. 

Первое.

Всегда оформляйте кадровые документы о направлении работника для выполнения трудовых обязанностей в другую компанию. Если фирмы находятся в разных местах, то это может быть приказ о командировке, а если поездка за пределы населенного пункта не требуется. то работодатель может составить письменное распоряжение или поручение. 

Второе.

Просто так отправлять работника в другую организацию тоже нельзя. Под каждое такое направление должно быть юридическое обоснование - договор с принимающей стороной. В соответствии с ним работодатель несет ряд обязательств, которые обуславливают командировку сотрудников. 

Третье.

Любая работа на другое юрлицо должна быть временной, причем не на бумаге, а фактически. В противном случае речь будет идти об аренде персонала, а это в большинстве случаев запрещено (ст. 56.1 ТК РФ). И не стоит забывать, что попытку выдать постоянную работу за временную ФНС с легкостью разоблачит. Для этого инспекторам достаточно допросить самих работников, а также их коллег как по официальному, так и по реальному месту работы (ст. 90 НК РФ).

Фиктивные посредники

Свежая судебная практика показывает, что теперь налоговики могут найти поддержку суда и в том случае, если они настаивают на фиктивности посреднических договоров.

ПРИМЕР 

Две компании "Алладин" и "Джафар", заключили договор комиссии. Его условия были настолько общими, что "Алладин" мог совершать сделки как по продаже, так и по покупке. Круг товаров, с которыми "Джафар" поручил работать "Алладину", тоже никак не был ограничен. То есть, в рамках договора "Алладин" мог продавать и покупать абсолютно юбые ковры, шелка и специи. Более того, договор комиссии был единственным документов, который оформлял посреднические операции. Ни зданий, ни поручений "Джафар" в рамках договора не оформлял и не передавал комиссионеру, а "Алладин" не спешил перечислять "Джафару" деньги от продаж, указанных в отчетах.

После заключения договора комиссии "Алладин" продолжил заниматься тем де, что делал раньше, - закупал товары у своих прежних поставщиков и продавал их. При это "Алладин" не разделял товары на собственные и комиссионные, а продавал их вместе. 

Налоговый инспектор провел расследование. Оказалось, что посреднический договор "Алладин" и "Джафар" - это фикция. Такое оформление отношений компании использовали, чтобы "Алладин" сохранил право на применение УСН, потому что его доход выходил за пределы, установленные НК РФ.

Верховный суд увидел здесь схему дробления бизнеса при помощь договора комиссии, чтобы снизить налоговые платежи. Они признал договор недействительным и постановил, чтобы всю выручку от "комиссионных" продаж включили в доходы комиссионера. В результате "Алладин" утратил право на УСН и должен был уплатить доначисленные налоги. 

Как снизить риски

"Алладин" "Джафар", конечно же неправы. Они хотели обмануть ФНС и платить меньше налогов, поэтому придумали такую схему. Но в группе риска по переквалификации посреднических договоров и доначислению налогов могут оказаться и добропорядочные компании. Признание договора фиктивным может стать следствием обыкновенной юридической неграмотности и допущенной ошибки в выборе типа договора.

Чтобы снизить риск доначислений, добросовестным налогоплательщикам стоит при заключении новых договоров привлекать юристов, а также проводить экспертизу уже действующих, чтобы проверить, соответствует ли выбранная договорная модель правилам ГК РФ и реальным отношениям с контрагентами. 

Если обнаружится несоответствия, переоформить договоры и пересчитать налоги лучше самостоятельно - это обойдется компании дешевле, чем доначислить в ходе проверки.

Фиктивная цена

Внимание налоговых инспекторов могут привлечь не только странные сотрудники и посредники, но и подозрительно низкие цены в договорах. Причем в зоне риска оказываются вообще все компании, а не только взаимозависимые: ФНС обязательно доначислит налог, если обнаружит, что стороны договорились о намеренном уменьшении цены сделки.

Сергей Лопахин решил купить вишневый сад у Полины Раневской. Кроме прекрасных вишневых деревьев, на участке также стоял недострой, готовый сего на 6%. Для Лопахина этот недострой не представлял никакой ценности, он хотел купить только прекрасный вишневый сад, поэтому в договоре купли-продажи Раневская указала, что земля стоит 13,99 млн рублей, а недостроенный дом - всего 10 тыс. рублей. на самом деле в строительство этого дома Раневская вложила 14 млн рублей. Чтобы не платить по сделке НДС, Раневская занизила стоимость дома и заложила ее в цену вишневого сада, потому что реализация земли этим налогом не облагается. 

Однако при налоговой проверке схема, которую придумала Раневская, открылась. Выяснилось, что земельный участов специально был продан по цене ниже балансовой, и это привело к недоплате НДС. То, что Лопахину сам дом был не нужен, а налоговики не смогли доказать взаимозависимость Раневской и Лопахина или "серые" расчеты между ними, на решение судей не повлияло. В результате Раневской все равно пришлось уплатить НДС, исчисленный с полной стоимости недостроенного дома. 

Как снизить риски

Даже отсутствие взаимозависимости не защищает от доначислений, если цена по сделке настолько ниже рыночной, что ее можно признать фиктивной. Если же договор с фиктивной ценой заключают взаимозависимые лица, то ФНС может доначислить налоги обеим сторонам сделки.

Практически любые манипуляции с ценами для налогоплательщиков весьма опасны. Способ снижения подобных рисков только один - иметь официальное подтверждение того, что цена сделки действительно соответствует рыночному уровню, исходя из всех ее условий. Подтвердить это могут не только заключения оценщиков, но и любая информация, в том числе из открытых источников (газет, сайтов объявлений и т.п.).