Главная|Новости|Налоговая амнистия для предпринимателей

Налоговая амнистия для предпринимателей

← Предыдущая Следующая →
0
7103

Федеральным законом от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено списание налоговой задолженности для индивидуальных предпринимателей.Списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов. подлежащих в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.

У многих предпринимателей возникает вопрос, попадает ли под действие вышеуказанного закона задолженность (недоимка), выявленная в результатам налоговой проверки, проведенной после 01.01.2015?

В случае, если ИФНС провело налоговую проверку после 01.01.2015г., по результатам которой была выявлена недоимка по налогам за период до 01.01.2015 г., начислены штраф и пени, на  образовавшуюся недоимку, указанная сумма задолженности подлежит уплате. Действие Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ не распространяется на данную задолженность, поскольку задолженность предпринимателя образовалась в связи с вынесением решения ИФНС по результатам налоговой проверки, проводимой после 01.01.2015. Поэтому положения статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ применению не подлежат. Ведь на 01.01.2015 этой недоимки не было, а значит и списывать нечего.

Верховный суд поддержал указанную позицию налогового органа. В Определении Верховного суда Российской Федерации от 22.04.2019 г. по делу №31-ПЭК19 судебная коллегия отмечает, руководствуясь положениями статей 44, 59 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 12 Закона №436-ФЗ не является актом прощения налоговой задолженности (налоговой амнистии). При этом коллегия судей истолковала положение статье 12 Закона №436-ФЗ как допускающее признание безнадежной к взысканию и последующее ее списание в случаях, когда налогоплательщики задекларировали ее до 01.01.2015, либо когда налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона №436-ФЗ, то есть на 28.12.2017, по объективным причинам, не позволяющим гражданину (индивидуальному предпринимателю) в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов. 

Судебная коллегия указала, что распространение статьи 12 названного Закона на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015- 2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклоняются от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом. 

Любопытно мнение Минфина на этот счет. В своем письме №03-02-08/63234 от 05.09.2018 Минфин рассмотрел обращение предпринимателя, которому в ходе выездной налоговой проверки в 2016 году доначислили ЕНВД и НДС за 2012 - 2014 годы.

В письме говорится, что недоимка, выявленная по результатам выездной налоговой проверки после 01.01.2015 и образовавшаяся по состоянию а 01.01.2015, подпадает под действие части 2 статьи 12 Федерального закона №436-ФЗ.

Поскольку суммы НДС и ЕНВД за IV квартал 2014 года подлежат уплате после 01.01.2015, то недоимки по состоянию на 01.01.2015 по указанным налогам не возникает. Следовательно, часть 2 статьи 12 Федерального закона №436-ФЗ не распространяется на указанные недоимки. 

Таким образом, Минфин не против списания недоимки по налогам, срок уплаты которых приходится на дату до 01.01.2015, учитывая, что они были начислены после этой даты в ходе ВНП.

По нашему мнению, позиция Верховного суда является обоснованной. Налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, не могут оцениваться наравне с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в установленный срок.

Правовое регулирование, позволяющее списать задолженность по критерию ее образования за определенны расчеты и отчетные периоды (истекшие до 1 января 2017 года), закреплено статьей 11 Закона №436-ФЗ только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Если индивидуальный предприниматель в налоговый орган отчетность по результатам своей деятельности не представлял и налоговому органу до проведения налоговой проверки не было известно о наличии недоимки, размер которой установлен актом по результатам налоговой проверки, проведенной после 01.01.2015 г., к возникшим правоотношениям положения статьи 12 Закона №436-ФЗ не применяются. Данный вывод также подтверждается Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 №81-КА19-2.

Информацию подготовила
Руководитель юридического Департамента
ООО "Консалтинговая компания "Консенсус"
Вешнякова О.С.